Подробно и глубоко психолог описывает процессы, происходящие сейчас в душах. Хорошо, что есть люди способные так писать даже в самые темные мозготуманящие времена. Помните строчку из песни "Священная война"?
"Пусть ярость благородная вскипает как волна".
Эта строчка в полной мере передает глубину отношения к врагу, его действиям. Ненависть, которая охватила украинцев, очень понятна. Это сложное чувство задумано природой для того, чтобы оттолкнуть что-то, что нарушило мою неприкосновенность и потому невыносимо для меня.
Ненависть состоит из гнева, обиды, отвращения. Ее задача именно в том, чтобы исторгнуть и уничтожить внешнее, которое непримиримо с тем, что ценно, что попирает обычную жизнь. Когда мы видим озлобление, оно очень понятно. Все, что сейчас проживает любой украинец, невыносимо. В каждом из них вскипает ярость, каждый ощущает нарушенное достоинство. Жертва всегда ненавидит того, кто причинил ей вред.
Что стоит знать про ненависть в отношении напавших? Она распространяется в пределах двух категорий - свой/чужой. Во время военных действий уходит тонкое восприятие действительности, жизнь поляризуется на белое и чёрное. Есть только проигравший и победитель, есть только хороший и плохой.
Такому действию психики мы сильно обязаны эволюции. Во все времена человек должен был выжить любой ценой. Если ты свой - то значит все безопасно, если чужой, то это угроза, а значит возможная смерть. Лучше я буду тебя подозревать и ненавидеть. Лучше совсем перестану видеть в тебе человека. Даже если мы очень похожи с тобой.
Во время этой войны все русские становятся чужими для украинцев. Ради этого - чтобы выжить, чтобы освободить себя. Поэтому так много гневных выплесков во мнениях. И сложно судить людей за то, что они так чувствуют. Нам, русским, это не нравится. Но каждый из нас мог бы это понять.
Снова посмотрим на эволюцию. Чтобы как можно скорее избавиться от угрозы, нужно демонизировать образ любого чужого, нужно наполнить сознание любыми домыслами, любыми стереотипами. Когда есть за что ненавидеть, сила эмоций не спадет. Тогда есть основание называть всех русских рашистами, тогда любые оборонительные действия оправданны. Есть разрешение каждого русского оскорбить, унизить. Гордость, самоуважение, образ Я хорошо восстанавливаются на этом фундаменте унижения. Вспомним, в условиях войны тонких чувств нет.
Что нам нужно знать про домыслы и стереотипы? В условиях войны любая информация кажется правдой, любая сплетня становится опорой в ситуации неопределенности. Мы верим в непроверенные факты, чтобы не бояться угрозы, чтобы примкнуть хоть к какому-то расположению сил.
Но не каждый факт является истинным, не каждая информация значит именно то, что передано. В действительности, даже очевидцы событий мало что знают про эти события, видя их только со своей стороны.
В юности я год работал на телевидении, в отделе новостей. Канал финансировался из бюджета, поэтому мы снимали много заказных сюжетов про власть и администрацию. Все они были типового характера - администрация работает, в городе все хорошо. Так вот я помню сюжет, который считаю постыдным в своей профессиональной биографии. Сюжет, который я не снимала, потому что проспала. Мой оператор позвонил мне с места съёмки, разбудил. Я его попросила о том, чтобы он наснимал побольше планов, и чтобы захватил в студию информационный бюллетень.
Когда он привез отснятый материал, стало понятно, что это нетиповая съёмка. И в информационном листке написано о нем всего пару слов. Мне пришлось, осматривать видео, и буквально на коленке сочинять (!) новость. Целую минуту нести хоть что-то. Потому что новость должна была выйти в эфир.
С той позорной для меня съёмки я взяла себе фразу про "я делаю новости". В том контексте, что, что захочу, то и напишу. Нет, я больше так никогда не делала. Но по факту, корреспондент способен придумать новость из ничего.
Сегодня я столкнулась с новой формой ненависти. Украинская девушка упрекала русских в том, что те ноют и носятся со своим чувством вины, пока они гордо встают под ружье. В том-то и дело, что в русских, которые не там, есть место для более тонких чувств, для эмпатии. Есть русские, которые также ненавидят, есть русские, которые страдают от собственной чувствительности. Ненависть, кстати, не единственная эмоция, которая остаётся украинцам. Я вижу и тех, кто также оплакивает наш, когда-то единый мир.
Понимаете. Ненависть - чувство грубое и бескомпромиссное. Ярость и сила - чуть тоньше. Достоинство и отвага, мужество и доблесть - красивы, вызывают уважение. И каждый на своем уровне испытывает своё.
У меня нет задумок кого-то оправдывать. Моя задача, чтобы мы сохраняли способность видеть чувства другого. Ненависть, обида первыми отрубают эмпатию. Если же мы хотим хотя бы когда-то что-то в наших отношениях наладить, нам нужно видеть происходящее из глаз того, кто кажется нам сейчас врагом.